Три ТРАДИЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ВО ВЗГЛЯДАХ НА СЧАСТЬЕ

Рассуждения о Счастье существуют столько же, сколько и сам человек. Они меняются в зависимости от времени, особенностей культуры и мировоззрений того или иного народа, от внешних факторов, воздействующих на развитие людей. Традиции теоретического анализа феномена Счастья были заложены в еще Древнем мире.

В чем же особенность взглядов Древних философов на Счастье? Основой взглядов философов Древнего мира стало соотношение добродетели и Счастья, роль и место актов добродетели в совокупности различных составляющих Счастья. Сейчас мы можем выделить 3 основные традиции определения Счастья в Древнем мире.
1. Гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм
Согласно этим направлениям, добродетель есть средство для достижения основной цели – Счастья.
Гедонизм — отождествление Счастья с удовольствием.
Гедонистическое направление является субъективным и рассматривает счастье как стремление к сиюминутному наслаждению, удовлетворению человеческих потребностей. Удовольствие является мотивом и целью всего поведения человека.
Эвдемонизм или Счастье как отсутствие страданий.
Счастье отождествляется с безмятежностью души и рассматривается как стремление к полному, длительному и устойчивому благу. Счастье является мотивом и целью всех стремлений.
Эвдемонистическое направление объективно. Его объективность заключается в том, что в достижение счастья может вмешаться воля Богов или какие-либо объективные причины.
Утилитаризм – счастье есть польза и успех.
В третьем случае Счастье отождествляется с пользой и успехом. Моральная ценность поведения или поступка оценивается в зависимости от его полезности. Счастлив тот, кто поступает с пользой для себя и других.
2. Стоицизм
Во второй традиции Счастье рассматривается как следствие добродетели. Нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни. Оно совпадает с внутренней стойкостью, которая берет начало из разума.
По мнению стоиков, человек через разум связан с космосом в целом, а нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.
3. Аристотелевская традиция
Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.
Аристотель, древнегреческий философ
Согласно третьей традиции, нравственные добродетели – это и путь к Счастью, и самый существенный его элемент. Аристотелизм трактует Счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум.

Добродетель здесь сливается в средство достижения Счастья и в составной элемент этого самого счастья. Счастлив тот, кто действует согласно добродетели и получает от этого удовлетворение.
Мы видим, что все античные философские школы были едины в том, что только нравственное и разумное поведение ведет к счастью. С этой точки зрения гедонисты были одного мнения с моралистами.

Как писал Эпикур: «Не существует приятной жизни, которая не была бы разумной, нравственно возвышенной и справедливой, так же как не может быть разумной, нравственной, возвышенной и справедливой жизни, которая не была бы приятной».