Меню
научная статья

КОНЦЕПТ СЧАСТЬЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

По данным всемирного исследования счастья «World Happiness Report» 2019 года [11] Российская Федерация по уровню счастья находится на 69 позиции (5,6 баллов) и попала в сегмент стран со средним уровнем благополучия. Уровень счастья в России прогрессивно снижается начиная с 2017 года (график 1).
Это обусловлено невысокими показателями экономического развития (ВВП) относительно других стран, низким уровнем доверия среди населения и маленькой свободой выбора, не высокой продолжительностью здоровой жизни, а также высоким уровнем коррупции (график 2).

В совокупности данные факторы влияют на субъективную оценку гражданами собственного уровня благополучия во всех странах мира. Но большое влияние на ощущение себя счастливым так же оказывает культура, и, в частности, менталитет нации, этноса или иной социальной группы, к которой принадлежит индивид.
Менталитет – это совокупность интеллектуальных, психологических, социальных и культурных особенностей индивида или социальной общности, которые обусловлены влиянием ценностей, установок, исторических событий, а также географическими и биологическими особенностями жизнедеятельности и воспроизводятся как минимум в нескольких поколениях людей.
Своеобразными чертами обладает и российский национальный менталитет. По мнению В. Г. Артемова и Я. В. Филлипова [1] на его формирование повлияло несколько крупных факторов:
  • Принятие православного христианства в 988 году.
  • Татаро-монгольское иго.
  • Расположение России между восточной и западной цивилизациями, что привело к смешению черт обеих цивилизаций в российской культуре.
  • Помимо альтруизма и коллективизма российские люди склонны откладывать решение некоторых проблем, полагаясь «на авось», а также к спадам и подъемам трудовой активности. Это связано с климатическими особенностями России: большинству крестьян из-за длинной зимы и короткого лета, а также небольшому количеству плодородных почв, приходилось большую часть зимы заниматься ремеслами и активироваться для сбора урожая только на три-четыре месяца в году (в то время как в европейских странах люди могли позволить себе обрабатывать землю практически в течении круглого года – 9 месяцев). За данные три-четыре месяца крестьянам приходилось засаживать земли, а потом собирать не самый крупный урожай. Это было очень трудозатратно и требовало большого количества энергии [6].
  • Еще одной национальной чертой является терпимое отношение к различным национальностям (мультикультурализм), так как в составе России всегда находилось большое количество различных этносов со своими культурами, традиями, верованиями, обычаями [3]. С другой стороны, для россиян в целом очень свойственно описание и выделение особенностей своего менталитета и народа, как особенного, самобытного, оригинального и избранного Богом для привнесения в мир идеалов добра и справедливости [3].
Все перечисленные особенности влияют на восприятие такого важного для каждого человека состояния как счастье.
Важно отметить, что слова, выражающие счастье в русской литературе используются часто: частота использования слов «счастье», «счастливый», «счастливо» в литературе очень высокая, их ранг – 100 (максимальный ранг частоты).
Исследователь-лингвист Е.А. Черкашина, исследовавшая отражение российской концепции счастья в языке пришла к выводу о том, что под счастьем россияне понимают «чувство и состояние полного удовлетворения, успех, удачу» [9]. Довольно большую часть содержания «счастья» занимает именно «успех» и «удача». Изначально понятие счастья у славянских народностей подразумевало хорошую судьбу и везение, которые не зависят прямо от индивида, а подчинены судьбе, языческим божествам или христианскому Богу. В более поздних трактовках понятия счастья так же присутствует элемент независимости счастья от воли индивида: оно считается непостоянным, неожиданным, иногда приходящим к человеку по большому везению. Такую же особенность в описании понятия «счастья» прослеживает А. Д. Шмелев, который считает, что в традиционной картине мира русских счастье является везением и хорошим стечением обстоятельств [2].

Вторая важнейшая составляющая понятия «счастье» – состояние полного удовлетворения, включает в себя как удовлетворение духовное, которое состоит в ведение добродеятельной и разумной жизни, так и материальное благополучие человека и его окружения. Хотя духовной составляющей состояния счастья, конечно, уделяется намного больше внимания.
Удовлетворение, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
В славянской литературе четко прослеживается мысль о том, что для достижения счастья иногда требуется прохождение периода несчастья, трудностей и страданий – состояние счастья не дается всем и его нужно заслужить прилагая усилия. Более того, иногда счастье может быть обманчивым и ввести человека в заблуждение, что может привести его к трагичному исходу обстоятельств.
  • По мнению зарубежного исследователя А. Вербицкой в славянских языках слово «счастье» в первую очередь описывает именно глубинные (на ряду с катарсисом), а не повседневные, состояния блаженства, полного удовлетворения любовными отношениями, семьей, наличием смысла жизни и так далее [10].
  • В то время как в американском языке слово «счастье» имеет более общий и прикладной смысл и потому используется намного чаще в повседневной жизни, а слово «счастливый» вообще является одним из наиболее часто используемых слов в базовом американском языке.
Интересно отметить и то, что у славянских языков нет точного описания глагола «наслаждаться», что также дает понять, что достижение удовольствия является более сложным для славянских культур процессом, нежели простое удовлетворение материальных потребностей.
Это в некотором роде отражает восприятие счастья славянскими общностями, как более сакрального, труднодостижимого, в меньшей степени зависящего от материальных благ состояния и может повлиять на то, что люди, относящиеся к данной этноязыковой группе, реже называют себя счастливыми. Более сложное отношение к счастью можно объяснить и влиянием этики православного христианства, которое описывает путь достижения единения с Богом (состояния полного счастья), как путь самоограничений, страданий, очищения.

Обширное исследование русской литературы провели Г. А. Багаутдинова и Л. К. Байрамова [2]. Они провели анализ различных популярных фразеологизмов, которые описывают понятие «счастье» в русском языке. В первую очередь это «алые паруса» и «синяя птица» - символы высшей мечты, надежды на счастье.
  • Описание содержания счастья отражают фразеологизмы «Аркадская идиллия», «Не жизнь, а малина», «Разлюли малина», «Не жизнь, а масленица» которые обозначают счастливую, безмятежную и полную радости и веселья жизнь, в которой отсутствуют заботы и мрачные события. В таком случае счастье является беззаботным состоянием, в котором человек может забыться и наслаждаться текущим моментом [2].
  • Более полно концепцию счастья можно раскрыть, рассмотрев пословицы и поговорки русского языка: «Счастье без ума - дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь», «Счастье без ума нипочем» - описывают счастье как состояние, которое можно очень легко потерять, если человек недостаточно умен и не умеет правильно распоряжаться тем, что получено, опять же, не по заслугам индивидам, а случайно, по случаю, по везению. Умным же людям счастье специально дается по воле высших сил: «Счастье везет дураку, а умному Бог дал».
  • Состояние счастья является очень нестабильным, непостоянным, случайным: «Счастье - вольная пташка где захотела, там и села». Его не получится контролировать, испытывать постоянно только по собственному желанию: «Счастье не кляп: в руки не возьмешь», «Счастье не конь, его не зануздаешь», «Счастье не палка, в руки не возьмешь», «Счастье не птица: за хвост не поймаешь».
  • В русских фразеологизмах также четко прослеживается дуализм в восприятии феномена счастья. Существует постоянный риск того, что внезапно обретенное чувство счастья сменится чувством несчастья: «Счастье с несчастьем близко живут», «Счастье с несчастьем двор обо двор живут, на одних санях ездят». Несчастье является полной противоположностью счастья, своеобразным «минусом», отсутствием всех параметров счастливого человека, а не состоянием с иными характеристиками: «Счастье с несчастьем смешалось - ничего не осталось». Пословицы «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Кто горя не видал, тот и счастья не знавал.» описывают указанную выше черту русских людей видеть путь достижения счастья через прохождение несчастья.
  • В пословицах можно увидеть и отражение идеи о том, что счастье не достигается путем получения экономических благ или, по крайней мере, требует и других условий: «Счастья на деньги не купишь», «Счастье дороже богатства».
Но пословицы и иные традиционные языковые конструкции не всегда могут корректно отражать существующие реалии, особенно в современном быстро меняющемся обществе, именно поэтому отечественный исследователь С. Г. Воркачев провел сравнение содержания «счастья» в книжном и литературном понимании и «счастья» в мнениях информантов [4]. По итогам исследования им было выяснено, что существует разница между «личным счастьем» и счастьем «публичным». Достижение второго не делает человека на самом деле счастливым, это социальная маска, которая может быть использована для соответствия определенному статусу. Также в ответах информантов отсутствовало полностью «счастье Родины», что можно описать как отсутствие взаимосвязи между ощущением счастья человека и благополучием места, которое он считает Родиной.
Обобщив все перечисленные выше данные, можно сделать вывод о том, что концепция счастья, включенная в структуру языка, может дать нам ценный материал о том, какое содержание на данный момент несет данный феномен, а также дает возможность проследить изменение отношения к счастью с течением времени. Исследования, рассмотренные нами, анализируют в основном классическую литературу, словари и иные источники, которые могут содержать уже устаревшие значения. Поэтому для анализа современного содержания «счастья», возможно имеет смысл анализировать быстро меняющиеся дискурсы в сети Интернет.
Концепция счастья, описанная в литературе, включает в себя несколько основных элементов:
Счастье - это полное духовное удовлетворение человека, но оно труднодостяжимо.
Счастье приходит, как правило, случайно и его не удастся удержать, «поймать» и испытывать постоянно.
Состояние счастья в любой момент может смениться состоянием несчастья.
Такое формирование осмысления счастья возникло из-за особенностей национального менталитета: склонности к альтруизму и коллективизму, консерватизму, иррациональности, мультикультурализму, религиозности (конкретно, сильного влияния на культуру православного христианства) на который повлияло множество факторов, важнейшие из них: особенности географического расположения страны, климата, важные для социума исторические события (принятие христианства, монголо-татарское иго, проживание периода с принятием коммунистической идеологии, развитие сельской общины).

Выделенные национальные особенности видения счастья – являются уникальным результатом непростой, наполненной различными событиями, истории России, счастье жителей которых больше не зависит от случайных факторов, но зависит от действий самих людей по его достижению.
Список использованной литературы:

1. Артемова В.Г., Филиппова Я. В. Ментальность русского народа: традиции и эволюция // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2008. №. 2. С. 1-12.
2. Багаутдинова, Г. А., & Байрамова, Л. К. Аксиологическая фразеология о счастье. Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2006. № 148 (2), С. 53-67.
3. Вальцев, С. В. Российский менталитет и психотип как контртип американских менталитета и психотипа. Проблемы современной науки и образования. 2012. №4 (4). С. 71-76.
4. Воркачев, С. Г. К эволюции языкового менталитета: «Русское счастье». Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2 (18) С. 69-75.
5. Мальчакитова, Н. Ю. Концепт счастье в языковой картине мира эвенков и русских. Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2011. №10. С. 50-53.
6. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса. // Вопросы истории, 1992, № 4-5.
7. Пословицы и поговорки (Режим доступа: http://sayings.ru/proverb/prov17p30.html )
8. Пьянкова В. В., Кукарцев А. В. Особенности российского менталитета. Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2012. № 2 (8). С. 190-191.
9. Черкашина Е. А. Концепт «Счастье» в русском языке // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-schastie-v-russkom-yazyke (дата обращения: 04.08.2019).
10. Wierzbicka. A. 'Happiness' in Cross-Linguistic & Cross-Cultural Perspective // Daedalus Vol. 133, No. 2, On Happiness (Spring, 2004), pp. 34-43
11. The world happiness report (Режим доступа: https://worldhappiness.report )
12. Новый частотный словарь русской лексики (Режим доступа: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&abc=%D1&dic=freq_alf&title=%C0%EB%F4%E0%E2%E8%F2%ED%FB%E9%20%F1%EF%E8%F1%EE%EA%20%EB%E5%EC%EC )