Меню
БЛОГ о счастье

4 ИДЕИ О РАЗЛИЧИЯХ СЧАСТЬЯ И УДОВОЛЬСТВИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

В Новое время произошел переворот в понимании Счастья. В очередной раз люди пересматривают свои взгляды, отказываясь от старого и провозглашая новое. Если в Средние века понимание Счастья было неотделимо от Бога, его дарования, то в Новое время этому понятию присваивается такой атрибут как субъектность.
Субъектность как атрибут означает, что какое-либо явление сильно зависит от воззрений, опыта и особенностей воспринимающего/воздействующего, который и является субъектом.
Если для Средневековья характерно достижение Счастья через обладание высшими благами, то в Новое время счастливым себя определяет сам человек, исходя из своего ощущения.

Теперь человек считается счастливым, если он удовлетворен своей жизнью, получает от нее удовольствие, независимо от того, обладает ли он какими-либо благами. Новое понимание так укоренилось в умах людей, что казалось странным, что раньше было какое-то другое определение Счастья.
Понимание Счастья менялось на протяжении развития человеческой цивилизации и у разных народов было особенным.
В античное время счастье рассматривалось очень по-разному, в зависимости от того, какую философскую школу мы будем рассматривать: некоторые видели счастье как высшую степень физического удовлетворения (гедонизм), другие счастье видели как некое мистическое состояние (идеализм, Аристотель), а иные видели счастье в полном отрицании социальных устоев и слиянии с «естественной природой» человека (кинизм, Диоген).
Счастье в понимании средневекового человека заключалось в полном соединении с волей создателя человека – Бога. Это достигалось разными методами, но, в основном, все они базировались на практиках аскетизма, отречения, служения, ограничения, а иногда и самоистязания, а все для того, чтобы слиться с Богом и достичь состояния религиозного экстаза, который и был проявлением Счастья.
В эпоху просвещения о Счастье рассуждали, в основном, философы европейских стран. В Англии Дж. Локк определял Счастье как наивысшее удовольствие. Во Франции, где было иное развитие философских идей, Счастье сводилось к удовольствию или удовольствие - к Счастью.

Известный немецкий философ И. Кант, имевший совершенно отличные убеждения, также сводил Счастье к удовольствию, но не считал, что удовольствие или Счастье должны являться ценностью для человека.
Книги, обучение, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Счастье

  • Гольбах Поль Анри
    Французский философ немецкого происхождения
    ...Мимолетное или малодлительное счастье называется удовольствием.
Отделение Счастья от благосклонности судьбы и покровительства богов оказалось простым делом. А вот разграничение Счастья и удовольствия было длительным и трудным процессом. В итоге, в новое время сформировалось 4 главных идеи о различении Счастье и удовольствии, которые актуальны и по сей день:
1. Целостность Счастья
В отличие от удовольствий, Счастье символизирует целостность и гармонию.
Если удовольствия отдельны друг от друга, то Счастье целостно и полно. Оно определяется в контексте удовлетворенности жизнью в целом.

2. Длительность Счастья
Согласно второй идее, Счастье от удовольствия отличается длительностью. Если удовольствия краткосрочны и эфемерны, то Счастье представляет собой длительное удовлетворение.

Такое разделение проводилось уже Аристотелем в Древние времена и Г. Лейбницем в начале Нового времени.
3. Качество Счастья
Третья идея определяет Счастье по критерию качества удовлетворенности. В отличие от удовольствия, которое является источником поверхностного удовлетворения, Счастье вызывает более полные и глубокие чувства.

Радость качественно отличается от удовольствия, а счастье от радости. Данного подхода придерживались М. Шелер и У. Мак-Дугалл.

Удовольствие может вызывать зависимость, поскольку связано с физическими ощущениями. В состоянии счастья задействуются более глубокие химические механизмы в организме и вырабатывается серотонин – гормон счастья, который приводит к ощущению гармонии, удовлетворения, баланса и покоя.
4. Счастье как объект
положительной оценки
Согласно четвертой идее, счастливым является не только тот, кто умеет радоваться жизни, но тот, кто радуется не без оснований. Счастье определялось как объект положительной оценки, одобрения. В отличие от удовольствия Счастье не может возникнуть из ниоткуда, оно всегда имеет положительные основания и определенность.

Мы можем заметить, что ни одно из четырех направлений не охватывает в целом определение Счастья. Однако более полную картину мы получаем, если объединим все 4 идеи, которые представлены выше.

Сегодня уже никто не ставит Счастье и удовольствие на одну ступень. Счастье определяют как внутреннюю удовлетворенность от своего бытия, осмысленности жизни и реализации своего назначения. В то время как удовольствие – чаще всего физическую краткосрочную удовлетворенность от каких-либо действий.