блог о счастье

Как влиться в новый коллектив: простые правила

Переход в новый коллектив — стрессовое событие практически для каждого из нас. Оно может сопровождаться повышением тревожности, напряжения, усталости, что само по себе негативно влияет на вхождение в новое окружение и усложняет эту задачу.
Процесс вхождения в новый коллектив можно назвать частью адаптации к новому месту работы или ассимиляцией с коллективом. Вне зависимости от названия, данный процесс протекает в несколько этапов:
Знакомство
Этот этап начинается с момента прохождения первого собеседования, когда Вы встречаетесь с потенциальным работодателем и, возможно, в первый раз встречаетесь с коллективом в целом. Длится данный этап от нескольких дней до одной-двух недель, за которые Вы узнаете формальные правила работы (график, требования к работе и т. д.) и проходите первое поверхностное знакомство с коллективом, примерно узнаете «расстановку сил»: кто в коллективе лидер, у кого можно спросить совет, увидеть «хорошего и злого полицейских» и т. д.
Уже на первых этапах знакомства стоит начать присматриваться к сообществу, в котором Вам предстоит работать далее, и подмечать для себя все положительные и негативные моменты. Конечно же, не спешите делать выводы по первому впечатлению, но некоторые вещи могут быть негативными сигналами с самого начала: нездоровая конкуренция, множественные конфликты, негативная атмосфера (злые насмешки, игнорирование и подобное). О крайне неприятной форме отношений в коллективе — моббинге, Вы можете прочитать в нашей статье. В таком случае стоит взвесить все плюсы и минусы предстоящей работы более тщательно, особенно, если Вы человек, который тяжело переносит негативные отношения в группе.
Моббинг, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, Коллеги
На данном этапе Вы будете чувствовать на себе «пристальные взгляды» окружающих, к Вам будут активно присматриваться и это абсолютно нормально, и не говорит о том, что «с Вами что-то не так». Новый человек для коллектива также если не стресс, то изменения, к которым тоже нужно адаптироваться, именно поэтому Вас захотят получше узнать, чтобы понимать, чего от Вас ожидать.
Приспособление
Самый длинный этап приспособления, в период которого Вам предстоит узнать социальные нормы и правила, которые существуют среди работников. Очень важно максимально полно узнать и понять существующие «правила игры» именно на данном этапе, чтобы успешно адаптироваться на месте. В данный период к Вам не будут так же пристально приглядываться, скорее всего, именно в это время Вы найдете коллег, с которыми Вам комфортно и с которыми Вы будете общаться чаще, чем с остальными. Тем не менее, на данном этапе некоторые члены коллектива постараются Вас получше узнать, не пугайтесь этого. Постарайтесь завязать нормальные отношения, не провоцировать и не вступать в конфликты.
Ассимиляция
Конечный этап адаптации. Определить его наступление очень просто, спросите себя, «можете ли Вы полностью назвать себя членом коллектива и организации, в которой Вы работаете?». Если ответ утвердительный, поздравляем Вас! Скорее всего Вы неплохо справились с задачей по включению в коллектив. Если Вы не можете дать утвердительный ответ, либо предыдущий адаптационный этап еще не закончен, либо существуют некоторые проблемы с вхождением в коллектив, но не стоит расстраиваться, большинство проблем — решаемы!
Важно пережить все эти этапы и ассимилироваться.
Этот процесс похож на привыкание к смене часового пояса: сначала Вы готовитесь и меняете часовой пояс, далее у Вас начинается стресс из-за изменений в комфортных условиях Вашей жизни, далее Вы изменяете свой режим под новый график, это самый длинный и сложный этап, но всегда помните — этот этап закончится, главное подождать. В итоге Вы привыкнете к новому часовому поясу и перестанете чувствовать его как дискомфортное условие в своей жизни.

Тем не менее, не у всех адаптация проходит просто, и для того, чтобы облегчить Ваш процесс вхождения в новый коллектив, мы предлагаем прочитать несколько несложных советов:
1. Представьтесь
Если Вас не познакомили с коллективом — придется делать это самостоятельно. Познакомьтесь со всеми членами коллектива, как только представится возможность для этого. Составьте о себе небольшой рассказ, он не должен быть слишком формальным и сводиться к перечислению Ваших пола, возраста, обхвата талии, перечисления родословной до свидетелей Ивана Грозного и т. д. Также стоит воздержаться от хвастовства и выставления всех своих регалий — это считается дурным тоном. Вкратце расскажите кто Вы, какими особенностями обладаете, какой у Вас есть опыт, о чем интересном Вы можете рассказать. Этого будет достаточно, чтобы развеять «дымку неясности» вокруг Вашей личности.
Знакомство, коллектив, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
2. Узнайте и поймите местные «правила игры»: нормы, обычаи и традиции.
Как мы говорили выше, узнавать местные обычаи и включаться в них — необходимо для успешного включения в коллектив. Здесь очень важно не переборщить и не начать себя вести по-панибратски или так, словно Вы всю жизнь проработали с этими людьми и начать переходить границы — это может настроить людей против Вас. Процесс принятия должен происходить естественно, не забывайте, что коллективу также надо к Вам адаптироваться и принять Вас. Тем не менее, старайтесь соблюдать местные правила и нормы, иначе рискуете не быть принятым или спровоцировать конфликт.
3. Соблюдайте дресс-код
Дресс-код, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, офисная одежда
Важной нормой в коллективе является дресс-код. Некоторые организации имеют очень строгие требования к внешнему виду сотрудников и их следует соблюдать, в некоторых организациях придерживаются повседневного стиля (casual), но тем не менее, если Вы посмотрите на то, как одета большая часть сотрудников, Вы сможете найти сходства и особенности в их одежде и стиле. Постарайтесь на первых порах не выбиваться из общей тенденции и соответствовать общему стилю.
4. Говорите с коллегами на их языке
Внимательно прислушайтесь к тому, как и на каком «языке» общаются в коллективе. Мы, конечно же, подразумеваем «язык» в более широком смысле, нежели языки стран мира. Возможно, уловить языковые нормы сразу будет сложно, но в итоге Вы, сознательно или нет, сможете их перенять. Главное, в данном случае, — говорить понятно, стараясь объяснять контекст того, о чем Вы говорите. Если Вы пришли в новый коллектив из другой сферы деятельности, не перегружайте людей ненужными терминами с предыдущего места работы. Лучше пользуйтесь общими словами, и тогда Вы будете понятны другим.
5. Будьте открыты и естественны
Будьте дружелюбны и открыты для других, сохраняйте естественность. Окружающие практически всегда чувствуют, когда их стараются обмануть. Даже если на первых порах Вам это удастся, в итоге, после того как Вы адаптируетесь и расслабитесь, будет понятно, что Вы из себя представляете. Так что смысла обманывать окружающих нет. Попытки сделать из себя того, кем Вы не являетесь, также создадут в Вас лишнее напряжение, которое сделает приспособление в коллективе еще более стрессовой.
6. Будьте спокойны и уверены в себе
Вы прекрасно знаете о том, что Вы умеете, а что не умеете делать, каким опытом и компетенциями обладаете, даже если Вам придется столкнуться с чем-то для себя новым — при должном усердии Вы сможете с этим справиться! Поэтому будьте спокойны и уверены в своих силах, и люди к Вам потянутся и будут относиться с уважением, не стоит сильно переживать из-за адаптации в коллективе и новых задач.
Уверенность в себе, Центр развития Счастья, Счастье.Центр, успех
7. Найдите поддержку
Найдите в коллективе человека, у которого можно узнать практически все, что касается работы: какие правила и нормы существуют в коллективе, кто наиболее конфликтен, как поступать той или иной ситуации. Как правило, такие люди не просто объясняют и дают советы, но и адаптируют новичка в коллективе: приглашают на совместные мероприятия, знакомят с остальными, в случае каких-то неясностей — могут вступиться. Иметь такого коллегу в друзьях — один из залогов успешного вхождения в коллектив.
8. Не участвуйте в сплетнях, конфликтах, не вставайте ни на чью сторону
Если Вы пришли в новый коллектив и застали там какой-то конфликт, постарайтесь не участвовать в нем, и, несмотря на уговоры, не вставайте ни на чью сторону: Вы — новичок, и в любом случае не можете до конца понимать, какая ситуация сформировалась и из-за чего именно произошел конфликт. Возможно, на первых порах это не очень хорошо скажется на Вашей адаптации, но когда конфликтная ситуация пройдет, о Вас не подумают плохо. То же касается и участия в различных обсуждениях и осуждениях других — постарайтесь в них не участвовать, иначе слух о том, что Вы любите сплетничать, распространится очень быстро, и Вы испортите свою репутацию.
Спор, ссора, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
9. Не начинайте рассказывать все о себе сразу
Пока Вы не понимаете, какие нормы существуют в коллективе, не стоит рассказывать о себе слишком много. Во-первых, это не очень вежливо и конструктивно — постоянно разговаривать о себе. О правилах конструктивного диалога с окружающими Вы можете прочитать в одной из наших статей. Во-вторых, Вы не знаете какие нормы в коллективе приняты, что считается приемлемым, а что нет, поэтому даже некоторые банальные вещи, вроде рассказа о Ваших повседневных привычках или любви к огуречному смузи, могут быть восприняты неоднозначно.
10. Будьте внимательны, деликатны и вежливы
Одно из самых простых и очевидных правил — будьте с окружающими вежливы и деликатны. Конечно, это нормальное поведение в любых ситуациях и обстоятельствах, но некоторые люди от стресса могут об этом забыть или не следить за собой. Поэтому еще раз обратите внимание на свое поведение: не грубите и не хамите окружающим Вас людям, не провоцируйте конфликты, будьте внимательны и к тому, что Вам говорят. Если Вы получили замечание по работе или Вашему поведению, не надо впадать в отчаяние или начинать злиться, поблагодарите человека за замечание и измените свое поведение. В диалогах внимательно слушайте своих собеседников, интересуйтесь тем, о чем они говорят, не бойтесь задавать вопросы, если Вам что-то не понятно.
вежливость, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
У всех период адаптации длится по-разному: кто-то входит в новые условия быстро, кому-то нужно намного больше времени. Не переживайте! Принимайте себя и свои особенности и дайте себе время, если для Вас процесс проходит с затруднениями. Помните, что не все зависит только от Вас и Ваших стараний, коллективы бывают очень разными, в одних люди очень открыты и готовы принять в свои ряды нового участника и сами включают его в различные процессы, другие коллективы — очень закрытые, и в такой ситуации включаться в любом случае сложнее. Также коллективы очень неоднородны, чем меньше коллектив, тем больше его особенности зависят от характеров его членов. Если отношения в коллективе давят на Вас и это мешает Вашей работе — стоит подумать о смене работы или о переводе в другой отдел.
В завершение мы предлагаем Вам небольшое домашнее задание, которое поможет в случае, если Вы только собираетесь входить в новый коллектив:
Составьте рассказ о себе для будущего коллектива
Попав в коллектив, понаблюдайте за его участниками (осторожно! Не надо, чтобы о Вас подумали, как об агенте спецслужб), выделите в коллективе лидеров, советчиков, дружелюбных и конфликтных коллег.
Попробуйте перечислить несколько правил и традиций, которые Вы смогли выделить в коллективе и ответьте себе на вопросы: «какие из них для Вас привычны?», «какие вызывают отторжение?».
Мы желаем Вам успехов в вхождении в новый коллектив, надеемся, что у Вас все получится и Вы будете себя чувствовать комфортно и радостно! Читайте остальные статьи на нашем сайте и будьте счастливы!