блог о счастье

Как не совершать импульсивные покупки и начать экономить

5 правил
На данный момент у нас есть доступ к огромному количеству разных товаров и услуг и, вне зависимости от того, нужны они нам или нет, мы часто поддаемся либо разного вида рекламе, либо своим спонтанным порывам и приобретаем то, что нам, по сути, не нужно. Это может привести не только к тому, что Вы будете потреблять то, что Вам не нужно, но и к денежным тратам. Для того, чтобы начать сокращать расходы и контролировать покупки стоит соблюдать несколько правил:
1. Пишите список перед походом в магазин
Каждый раз перед тем, как пойти в магазин, составьте список того, что Вам необходимо купить. В момент, когда Вы составляете список, реклама меньше влияет на Ваш выбор, поэтому вероятность того, что покупка будет на самом деле необходимой, — повышается. Вы можете спокойно взвесить, действительно ли Вам нужен определенный товар, какой именно его объем требуется и т. д. Берите данный список с собой и покупайте все, что в нем записано. Постарайтесь ничего помимо вещей из списка не брать, особенно, если в этом нет никакой необходимости.
2. Взвешивайте, нужно ли Вам то, что хочется купить
Покупки, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
Каждый раз перед покупкой задавайте себе вопросы: «Буду ли я этого хотеть через 10 минут, 1 час, 5 часов, 1 день, несколько дней?», «На самом ли деле мне нужен этот товар?», «Для чего я хочу купить данный товар?». Продуманный и честный ответ позволит Вам избежать ненужных трат за счет того, что Вы будете отделять то, что Вам на самом деле нужно, от ненужного. Отвечая на вопросы, постарайтесь не поддаваться эмоциям, рассуждайте здраво и учитывайте перспективы.
Можно очень сильно захотеть шикарное пирожное — это вкусно и может принести радость, но в перспективе это может ухудшить Ваше здоровье, негативно повлиять на вес, и тем более повлиять на Ваши финансы, получается, что пока Вы толстеете, Ваш кошелек — худеет.
Чем чаще Вы будете совершать выбор в пользу небольших удовольствий, тем выше вероятность негативных последствий. С другой стороны — отказывать себе постоянно тоже нельзя, это может сделать Вас несчастным, поэтому стоит все всегда взвешивать и стремиться к балансу.
3. Изучайте уловки маркетологов
Современный маркетинг уже давно прошел этап, когда используется только позитивно-настроенная реклама на тв или на баннерах. Наступила эра нейромаркетинга и больших данных: реакции потенциальных покупателей проверяются отслеживанием реакций различных зон коры головного мозга на возбудители, данные о наших предпочтениях собираются очень многими сервисами, анализируются нейросетями и на основании этого нам предлагается контекстная реклама, на данный момент существуют алгоритмы, которые позволяют просчитать некоторые наши потребности еще до того, как мы сами их осознаем, — это не теории заговора, а реальность, в которой мы на данный момент живем.
Поэтому очень важно знать тенденции современного маркетинга, чтобы не поддаваться им.
Скидки, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
Большую часть импульсивных (незапланированных) покупок мы, все же, совершаем не онлайн, а находясь в магазинах непосредственно. К этому нас могут подтолкнуть разнообразные уловки маркетологов. Давайте рассмотрим некоторые из них, которые, по большей части, касаются супермаркетов и гипермаркетов, но применимы и к большинству других магазинов:
Приятные ароматы
Ароматы, супермаркеты, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
Часто в магазинах используются специальные ароматизаторы воздуха, это может быть запах выпечки или другой свежеприготовленной еды, основная цель таких ароматизаторов — склонить человека к большим покупкам за счет возбуждения аппетита. Иногда эти ароматизаторы естественны — в магазинах просто могут сделать отдел с выпечкой, готовой едой и кухней соответственно. В зависимости от специализации магазина могут использоваться очень разные ароматы, но цель все равно одна — склонить Вас к покупке.
Скидки
Выделенные яркими цветами скидки так и заманивают покупателей сделать выбор в пользу товара, иногда для таких товаров даже создаются специальные стенды, расположенные не на стеллажах, а между ними. Но скидки могут быть сделаны искусственно: сначала цену завышают, а потом просто делают скидку.
Видные полки
Товары, которые более выгодны для продажи по тем или иным критериям, чаще всего размещают на самом видном месте — на средних полках. Товары из этой же категории, но более низкие по ценам, наоборот, часто находятся в самом низу.
Эффект сравнения цены
А вот более дорогие товары не всегда находятся в «слепых» зонах, нередко такие товары ставят рядом с теми, что выгоднее продавать, потому что когда такие товары стоят рядом, человек невольно начинает сравнивать цены, и, по сравнению с дорогим товаром, цена первого кажется очень даже привлекательной, не важно, насколько она реалистична. В итоге это склоняет человека к покупке.
Реклама, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
Эффект путешествия по маркету
В маркетах любого масштаба иногда делают перестановки. Делается это не для того, чтобы сделать магазин удобнее, а для повышения количества импульсивных покупок. Считается, что после перестановки человек, в поисках необходимого, начинает больше бродить, увеличивается время пребывания в маркете, из-за чего полки, которые раньше человек мог обойти, все-таки попадаются на пути. Такое путешествие, как правило, приводит к большему количеству незапланированных покупок.
4. Не ходите в магазин голодным!
Важное правило, которого стоит придерживаться, чтобы не поддаваться уловкам маркетологов, собственным эмоциям и желаниям — ходить за покупками сытым и, желательно, довольным. Если второе постоянно исполнять затруднительно, то поесть или хотя бы немного утолить свой голод перед походом в магазин — может каждый. Выполнение этого правила гарантирует, что Вы купите меньше продуктов, так как чувство голода толкает нас купить больше, чем мы можем потребить.
Покупки, Центр развития Счастья, Счастье.Центр
5. Пробуйте отказаться от чего-то или найдите альтернативу
Рассмотрите свои регулярные покупки, может быть есть что-то, что можно спокойно убрать? Или по крайней мере заменить более дешевым аналогом, особенно в случае, если это не скажется на качестве. Иногда наши бесполезные привычки, от которых мы не хотим отказываться, могут сильно «бить» по кошельку.
После того, как мы озвучили 5 основных правил, которые позволят Вам уменьшить количество импульсивных покупок, предлагаем выполнить небольшое домашнее задание:
Перед следующим походом в магазин составьте список покупок, несколько раз пересмотрев его.
Когда в следующий раз будете ходить по гипермаркету, выделите немного времени и постарайтесь найти все уловки, о которых мы Вам сегодня рассказали.
Откажитесь или измените одну из своих постоянных привычек, связанных с покупкой чего-то.
Например, Вы очень любите покупать кофе, но сейчас этот напиток не является самым дешевым удовольствием, и постоянная покупка кофе может значительно повлиять на Ваш бюджет. Может быть можно от такой привычки отказаться? Или рассмотреть альтернативу в виде кофеварки, себестоимость которой будет ниже, чем месяц ежедневной покупки кофе.
Следуйте перечисленным правилам, не забудьте выполнить домашнее задание и читайте другие статьи на нашем сайте о финансовой грамотности и экономии, и тогда Ваша жизнь станет более осознанной и качественной! Будьте счастливы!